среда, 29 сентября 2010 г.

четверг, 23 сентября 2010 г.

Моя Москва...Усадьба и парк Кузьминки. This is my Moscow ... Kuzminki.

Vlakhernskoye-Kuzminki was a former estate of the Stroganov and Golitsyn families of the Russian nobility. Today, it is incorporated into Kuzminki-Lyublino historical park located in the Kuzminki District, Moscow. The estate was named after the Theotokos Vlakhernskaya, a copy of which was placed in the local church.
In 1702 Peter the Great bestowed the estate to Grigori Stroganov. The buildings were erected here after the death of the first owner in 1714. His son, Alexander, managed estate construction; in 1754 his widow became the sole owner. After the marriage of her daughter Anna in 1757 with Prince Mikhail Golitsyn (1731-1804), property passed to Golitsyn family. From 1833 Vlakhernskoye-Kuzminki was a part of Golitsyns mayorate. In 1889 a part of the estate was donated to Vlakhernsky hospital.
During World War I, the manor house was converted to an officers' hospital. The church of the Blachernae Icon of Theotokos is placed in the center of estate. The first wooden church was built here in 1716 by the Stroganovs in the name of the Blachernae Icon, a Stroganov family patron. The construction of a stone church in the Baroque style began at the end of 1750s. In the 1780s, the church was rebuilt in Neoclassical style. In the 19th century, it was rebuilt by Domenico Giliardi and Konstantin Bykovsky.
The church has two side altars dedicated to Saints Alexander Nevsky and Sergius of Radonezh; members of the family of Golitsyn were buried there.

Усадьба и парк Кузьмински - один из интереснейших ландшафтных и архитектурных ансамблей Москвы. 300-летняя история усадьбы связана с именами известнейших дворянских родов и выдающихся деятелей культуры - баронов Строгановых, князей Голицыных, архитекторов и скульпторов Р. Казакова, И. Еготова, И. Жеребцова, Д и А. Жилярди, М. Быковского, П. Клодта, И. Витали..., А.Н.Воронихин и др. Усадьбу неоднократно посещали императорские особы: Петр I, Мария Федоровна - вдова Павла I, дважды посещал усадьбу Александр II, императрица Мария Александровна и др
Пчела "КУЗЯ"...это уже современные памятники усадьбы Кузьминки.Весит она аж 25 килограммов, отлита из смеси латуни и бронзы. Автор модели - Елена Носкова, скульптор - Сергей Сошников. Живёт она в "Музейно-образовательном центре пчеловодства"
Еще при Голицыных,  здесь имелась пасека, и пчелы облетая цветущие угодья,
собирали нектар и пыльцу, а на столе князей к чаю подавался душистый мед.

Главным входом в парк считается Кузьминская улица (бывшая Липовая аллея),
На перекрёстке улиц Чугунные ворота и Кузьминской находится Въездной обелиск, Архитектор Д.А.Жилярди...
Надпись гласила: село Влахернское, имение кн.Голицына.


А на противоположной стороне фонтан...
А здесь в 18 веке находились триумфальные чугунные ворота, увенчанные гербом князей Голицыных.(память о них осталась в названии улицы)
В 1826 г на Уральских заводах Голицыных по проекту петербургского архитектора Карла Росси для Павловска были отлиты Николаевские ворота. Через 6 лет по тем же моделямотливаются ворота для Кузьминок.
Чугунные ворота в Кузьминках. Рис. Ж.Рауха, 1820-е гг (слева  Въездной обелиск...)
С 26 июня по сентябрь 2010 г. на протяжении всей аллеи Выставка цветников  "Цветы Победы"2010...

По обе стороны от аллеи большой парк...  Во времена Строгановых и Голицыных  слева находился Французский или регулярный парк.  А справа - пейзажный, или, как тогда говорили,Английский сад...
И. Н. Раух - Английский парк.
Француский парк сейчас: В центре - огромная круглая поляна, а от нее как лучи во все стороны расходятся двенадцать аллей. 
Представьте, как выглядела центральная часть регулярного парка при Голицыных: Посреди поляны – огромная цветочная клумба, в центре которой – статуя Аполлона, покровителя искусств. Именно к этой статуе сходились все 12 просек. А каждая аллея начиналась скульптурой какой-нибудь музы из греческой мифологии и богов Меркурия, Венеры и Флоры.
.
Справа располагался пейзажный, или, как тогда говорили, Английский сад, - самая большая часть усадьбы. Вот Серая дача (Главного садовника всегда приглашали из-за границы – Швейцарии или Западной Германии.) Специально для него был построен деревянный дом с мезонином. Он назывался Серой дачей. Сейчас здесь находится музей Паустовского.
Здание является памятником деревянного зодчества конца XVIII века. , в музее проходят литературные вечера.
А это музей мёда... Еще при Голицыных, которые владели усадьбой Кузьминки, здесь имелась пасека, и пчелы облетая цветущие угодья, собирали нектар и пыльцу, а на столе князей к чаю подавался душистый мед.   Здесь живёт пчёлка "КУЗЯ"..                            

Фонтан. В 1860-е гг. перед восточным фасадом Ванного домика, в центре искусственного водоёма, был сооружён фонтан. В 2006-2007 гг. здание и фонтан было полностью воссоздано.
Идём дальше и...перед нами Ванный домик (Мыльня). Ванный домик. Архитекторы И.Д. Жилярди, Д.И. Жилярди, А.Г. Григорьев. Конец XVIII - начало XIX
И рядом Новое в Кузьминках...Это Скамья любви и верности...В качестве материала для выплавки скамьи использовали старинную французскую пушку, участвовавшую в войне 1812 года, подаренную специально для переплавки частным коллекционером, пожелавшим остаться неизвестным...
«Скамья примирения» представляет собой оригинальную конструкцию, вылитую из бронзы, которая не позволит поссорившейся паре усидеть на скамье, не помирившись
Создатели памятника архитектор Александр Колесников и конструктор Георгий Непомнящих.
Обелиск...Сооружён в 2004 году в честь 300-летия усадьбы Кузьминки Правительством Москвы и префектурой ЮВАО. Парк "Кузьминки"

  Плотина, на которой стояла мельница, принадлежавшая, по преданию, мельнику Кузьме. А в XIX веке мельница была уже каменная. В 1840 годах архитектор М.Д. Быковский переделывает верхнюю часть мельницы под жилое помещение. Это и есть Домик на плотине...
За плотиной Верхнего пруда начинается Нижний пруд, по обеим сторонам которого раскинулся Английский сад, целиком отданный для отдыха и прогулок. Отсюда с моста открывается очень красивый вид на остров нижнего пруда.

 
 ПОЛУДЕНОВКА (ДАЧА СЕНАТОРА П.С.ПОЛУДЕНСКОГО)
Владелец Кузьминок князь Сергей Михайлович Голицын (1774-1859) подарил участок земли своему близкому другу и сослуживцу по Опекунскому совету рязанскому помещику и сенатору Петру Семеновичу Полуденскому (1776-1852), одно время бывшему директором Ссудной казны. В 1832-1834 гг. архитектор А.О.Жилярди, соорудил ему на средства С.М.Голицына небольшую усадьбу или дачу в стиле позднего классицизма: деревянный двухэтажный господский дом, флигель, в котором размещались кухня и прачечная, и здание для хозяйственных служб...
По имеющимся материалам: обмерам, планам, документам ее здание восстановлено...
 Конец Липовой аллеи и дворец в Кузьминках на Рис. Рауха.

Церковь Влахернской иконы Божией Матери  Рис. Рауха.
Дата постройки: Между 1759 и 1774.Архитектор: неизв., перестройка 1784-87 Р.Р.Казаков, Д.И.Жилярди.

Церковь Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках...Поразительно, что возрождение усадьбы, как когда-то и ее создание, началось с восстановления Влахернской церкви. В 1992 году указом мэра она была передана Московской Патриархии. Реставрация храма, осуществленная по проекту архитектора Е.А. Воронцовой, признана одной из лучших и образцовых в Москве за последние 15 лет.

А вот каким увидел Конный двор усадьбы "Влахернское - Кузьминки".и запечатлел его на своей картине в начале 20-х годов XIX века австрийский художник Ж.Раух. В 1820-х - 1840-х г.г.В центре ограды - Музыкальный павильон. Это одно из лучших творений Жилярди, одна из лучших построек русского ампира. Во время праздников здесь размещался крепостной оркестр. Здание музыкального павильона деревянное – чтобы лучше звучала музыка. Здесь очень мало украшений – скульптура Аполлона с музами над колоннадой в нише да небольшая лепнина с изображениями музыкальных атрибутов в верхних углах. От Музыкального павильона спускалась широкая лестница, по сторонам которой сначала стояли гипсовые кентавры. Позже вместо них поставили чугунные скульптуры коней с вожатыми, отлитыми на Уральских заводах Голицыных по моделям Клодта. Это копии скульптур, установленных на Аничковом мосту в Петербурге. Место для Музыкального павильона выбрано удачно. Он стоит на некотором возвышении над прудом и напротив барского флигеля, где через открытые окна была слышна музыка. Как правило, оркестр играл вечером, когда над прудом поднимался легкий туман – хороший проводник звука. Поэтому музыка, которую играли в павильоне, была слышна и через открытые окна барского дома, и далеко в глубине парка.

Конный двор с музыкальным павильоном. Он расположен на противоположном от господского дома берегу пруда (окончательно перестроен по проекту Д.Жилярди и А.Григорьева в 1819 г.).  В начале 2000-х гг. весь комплекс двора восстановлен, в его помещениях организованы музеи: в музейном режиме демонстрируются конюшни, каретный, фуражный и сенной сараи, манеж, проводятся конно-спортивные мероприятия. В музыкальном павильоне двора организуются концерты со зрительными местами прямо на берегу пруда.

 Ежегодный фестиваль классической музыки «Музыкальное лето в Кузьминках» - это возродившаяся традиция концертов, которые устраивали XVIII-XIX вв. владельцы усадьбы, князья Голицыны в Музыкальном павильоне.
В фестивале принимают участие коллективы из стран ближнего и дальнего зарубежья, где Голицыны прославились своей политической, общественной и культурной деятельностью.Это уже 7фестиваль классической музыки «Музыкальное лето в Кузьминках»

Идём дальше по берегу Верхнего пруда. Вот восстановленый Горбатый мостик...
Это Творение Доминика Жилярди - Горбатый мостик у Конного двора... Первое упоминание о Горбатом мостике датируется первой третью XIX столетия. Поначалу он был деревянным. Именно таким он изображен в 1828 году на гравюрах известного художника Рауха, некогда гостившего в усадьбе. Через несколько лет знаменитый Д.И. Жилярди по просьбе хозяина начнет преобразование усадьбы. И мост станет кирпичным, с эффектными вставками из белого камня, и простоит долго.
Катастрофические разрушения затронули его уже в ХХ веке. А в 1987 году, когда в одно из его оснований въехал КРАЗ, он и вовсе обвалился.
Восстановлен в 2006-2007 гг.

А на другом берегу гроты... 
Жемчужина садово-паркового искусства, творения Доминика Жилярди...

Большой грот во время праздников использовался для театральных постановок. Крепостного театра своего здесь не было. Но любительские театральные спектакли иногда ставились силами хозяев и их гостей. Тогда и превращался Большой грот в театр. И еще любопытная деталь. Если через центр Музыкального Павильона провести ось, то она попадет в Большой грот. Таким образом, Большой грот является своеобразным резонатором, отражателем звука.
 

Львиная Пристань... пристани  являлись украшением того места, где они находились, и, в первую очередь,  пруда. Верхняя площадка Львиной пристани круглая, отсюда и ее первое название – «Круглая пристань». Она огорожена красивой чугунной оградой и является еще одной обзорной площадкой. От нее вниз к воде с двух сторон спускаются две лестницы, украшенные двумя парами лежащих львов. Отсюда и второе название пристани – «Львиная».
На противоположном берегу тоже  пристань, менее роскошная, но тоже с круглой обзорной площадкой и лестницей, спускающейся к воде. И между этими пристанями ходил паром, перевозя гостей с одного берега на другой.
Сегодня Паром для туристов...

среда, 22 сентября 2010 г.

Моя Москва.. Коломенское. This is my Moscow. Kolomenskoye.

Kolomenskoye (Russian: Коло́менское) is a former royal estate situated several miles to the south-east of Moscow city-centre, on the ancient road leading to the town of Kolomna (hence the name). The scenic area which overlooks the steep banks of the Moskva River became a part of Moscow in the 1960s.
Church of the Ascension, Kolomenskoye*
UNESCO World Heritage Site

На высоком берегу Москвы-реки расположена церковь Вознесения Господня, построенная в 1532 г. Это один из первых шатровых каменных храмов на Руси. Небольшой по внутренним размерам храм служил летней домовой церковью русских царей в XVI-XVII вв..
В 1994 г., наряду с Московским Кремлем и Красной площадью, храм включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В настоящее время храм, по договору с Патриархией, находится в общем пользовании музея и патриаршего подворья, основанного в 1994 году. В 1917 г. в подклете церкви была обретена Великая Чудотворная икона Державной Богоматери.
Colonel palace in Kolomenskoe, Moscow, Russia

Ворота, которые в XVII веке встречали иностранных послов, прибывающих на прием к царю Алексею Михайловичу.
С северной стороны к Передним воротами примыкают каменные палаты Приказной избы, в которых было сосредоточено административное управление огромным хозяйством царской усадьбы. С южной стороны примыкали Полковничьи палаты и помещение ледников с уникальным белокаменным водоотводом, служившим для оттока воды от таявшего в погребах льда.
Church of Our Lady of Kazan (1660s), Kolomenskoe

Деревянный храм во имя Казанской иконы Божией матери на Государевом дворе в Коломенском был построен при царе Михаиле Федоровиче в 1630-х гг. В 1651 г. взамен деревянного было построено ныне существующее кирпичное здание храма.
Храм посвящен одной из наиболее почитаемых в России икон Богоматери – Казанской, с чудесным заступничеством которой связывали свое избрание на царство государи из рода Романовых. Расположенный в центре Государева двора храм служил домовой, семейной церковью для живших здесь царственных особ.
 Water inlet tower in Kolomenskoe, Moscow
Водовзводная башня (XVII в.)Водовзводная башня расположена на Вознесенской площади в юго-восточной части территории Коломенского. В ней с помощью механизмов вода поднималась из колодца в резервуары и по трубам разводилась потребителям. Одновременно с вышеупомянутым назначением Башня использовалась и как проездные ворота, ведущие в Вознесенский сад и дворцовое село Дьяково. Здание Водовзводной башни уникально и не имеет прямых аналогий ни в деревянном, ни в каменном строительстве.
St. George Church with bell-tower
Церковь и колокольня Георгия Победоносца...
Трапезная церкви Святого Георгия построена в 1840 г. по проекту Евграфа Тюрина на месте
деревянной. Колокольня Георгия Победоносца - один из редких сохранившихся образцов колокольного строения на Руси . В 1929 г. по инициативе архитектора П.Барановского, основателя музея Коломенское, колокольню отделили от церкви, возвратив ей утраченный исторический облик.

Передние ворота, расположенные на территории Государева двора царской усадьбы Коломенское, были построены в период правления царя Алексея Михайловича в 1673 году. Это были главные ворота летней царской резиденции, так как парадный въезд в Коломенское в то время осуществлялся со стороны Москвы-реки по «посольской» дороге, и именно через них высокие гости въезжали на Государев двор.



This is a wooden palace in Kolomenskoe

Древнее подмосковное село Коломенское выделялось среди других вотчинных владений российских государей – здесь размещались великокняжеские и царские загородные резиденции. Самая знаменитая среди них – деревянный дворец царя Алексея Михайловича (годы правления 1645–1676 гг.)

вторник, 21 сентября 2010 г.

Моя Москва...Большой театр. This is my Moscow...Bolshoi

Bolshoi Theatre
The Bolshoi Theatre (Russian: Большой театр, Bol'shoy Teatr, Large, Great or Grand Theatre, also spelled Bolshoy) is a historic theatre in Moscow, Russia, designed by the architect Joseph Bové, which holds performances of ballet and opera. The Bolshoi Ballet and Bolshoi Opera are amongst the oldest and greatest ballet and opera companies of the world, respectively. The theatre is the parent company of The Bolshoi Ballet Academy, a world-leading school of ballet.
Большой театр всегда был и остается одним из основных символов величия нашего государства и его культуры. История Большого театра насчитывает имена многих выдающихся оперных певцов, из поколения в поколения передававших традиции русской вокальной школы. В Большом театре выступали А.О.Бантышев, Н.В.Лавров, П.П.Булахов, А.Д.Александрова-Кочетова, Е.А.Лавровская и др. Приход на оперную сцену Большого театра Ф.И.Шаляпина, Л.В.Собинова, А.В.Неждановой открыли новую страницу в истории исполнительского искусства.

Большой театр на сегодняшний день является ведущим российским театром, который сыграл выдающуюся роль в формировании и развитии национальной традиции оперного и балетного искусства. Его возникновение связано с расцветом русской культуры во 2-ой половине 18 в., с появлением и развитием профессионального театра. Создан в 1776 московским меценатом князем П.В.Урусовым и антрепренером М.Медоксом, получившими правительственную привилегию на развитие театрального дела. Труппа сформировалась на основе московской театральной труппы Н.Титова, артистов театра Московского университета и крепостных актеров П.Урусова.

Современное здание Большого театра представляет собой главное сооружение архитектурного ансамбля Театральной площади (архитектор А.К.Кавос).
Обновлённая квадрига Аполлона над колоннадой театра
Легендарный Большой восстановили, что называется, по полной программе - выполнили отделку фасада, восстановили его верхнюю часть, отреставрировали портик и белокаменные колонны, уложили песчаник между колонн. Плюс к этому вместо демонтированного герба СССР здание театра украсил современный российский двуглавый орел.
Москвичи и гости столицы смогут любоваться театром в его первозданном виде - золотисто-песочного цвета, именно таким, каким его задумывал архитектор Альберт Кавос в 1856 году.

Аполлону вернули фиговый листок

Любопытно, что на современной российской 100-рублёвой купюре, на которой изображён Большой театр, фигового листка у Аполлона нет. В первоначальном же варианте скульптора Петра Клодта листок присутствует.
Фрагмент фасада после реставрации